В конце октября 2013 г. на американском судостроительном заводе Bath Iron Works был спущен на воду головной эскадренный миноносец (эсминец) проекта DD(X) — DDG-1000 USS Zumwalt (в русской транскрипции «Замволт» или «Зумволт»). Эсминец USS Zumwalt, названный в честь адмирала Элмо Зумволта, является одной из самых необычных и неоднозначных разработок американского военного кораблестроения. На корабли этого проекта возлагаются огромные надежды, американская пресса уже успела окрестить их «кораблями будущего» и «завтрашним днем американского военно-морского флота». Впрочем, заокеанской прессе положено петь дифирамбы правительству СЩА и Пентагону, а вот многие военные эксперты, в том числе и ваш покорный слуга, в корне не согласны с восторженными оценками, как в адрес данного корабля, так и проекта в целом.
История проекта DD(X) берет свое начало в девяностых годах 20-го века. Тогда американские военно-морские силы озвучили требования к перспективным кораблям, которые должны были войти в строй в начале XXI века; данные программы получили обозначения CG21 (крейсер) и DD21 (эсминец) — позже программы разработки крейсеров и эсминцев были переименованы в CG(X) и DD(X) соответственно. Требования к новым кораблям были очень высоки: крейсеры и эсминцы должны были выполнять широкий спектр боевых и вспомогательных задач. В зависимости от обстановки, любой из перспективных кораблей CG(X) и DD(X), по замыслу командования ВМФ США, мог атаковать корабли или подлодки противника, защищать сухопутные и морские соединения от атаки с воздуха, при необходимости наносить ракетные удары по механизированным или хорошо укрепленным подразделениям противника, эвакуировать население из районов природных бедствий или стран, охваченных революциями, и т.д.
Однако сметные расчеты на предпроектной стадии показали, что стоимость подобного «универсального» корабля получается запредельной. В связи с этим Конгресс США в 2002 настоял на закрытии одной из программ, — по результатам проведенного анализа было решено отказаться от разработки и строительства крейсеров CG(X) и остановиться на создании эсминцев. Таким образом, после окончания срока эксплуатации всех крейсеров типа Ticonderoga в составе ВМС США в качестве многоцелевых кораблей с ракетным вооружением предполагалось использовать эсминцы типа Arleigh Burke и DD(X).
Первоначально военно-морские силы надеялись получить 32 эсминца типа DD(X). Позднее это число было уменьшено до 24, а потом и всего лишь до 7 единиц из-за высокой стоимости новых технологий и решений, которые должны быть применены при строительстве перспективных эсминцев. Палата представителей США по-прежнему скептически относится к этой программе (в основном, по финансовым причинам) и поэтому первоначально выделила деньги только на строительство одного(!) DD(X) — DDG-1000, исключительно для возможности «демонстрации технологий». Тем не менее, под давлением Пентагона, в 2007 году были выделены еще 2,6 млрд долларов на строительство корпусов еще двух эсминцев — DDG-1001 и DDG-1002. На этом «эпопея» с перспективными эсминцами проекта DD(X) закончилась, — и в итоге начальная цифра в 32 корабля превратилась в 3(!) вымпела, которые, как все понимают, никакой погоды во флоте не сделают.
Подготовка к строительству головного корабля серии DD(X) началась в 2008 году, а церемония закладки состоялась в ноябре 2011-го. В конце октября 2013 года первый эсминец нового проекта — DDG-1000 Zumwalt — был спущен на воду. Предварительные работы по строительству корпуса второго корабля DDG-1001 (USS Michael Monsoor) стартовали в сентябре 2009 года на заводе Ingalls Shipbuilding. В 2015 году предполагалось сдать заказчику головной эсминец — Zumwalt, а так же продолжить строительство следующих кораблей. Однако из-за ряда недоработок срок вступления в строй первого корабля серии — DDG-1000 — перенесен на конец 2016 года, — и нет никакой гарантии, что он буден выдержан. Сроки по остальным кораблям тоже постоянно сдвигаются в сторону увеличения.
А теперь самое интересное: стоимость каждого из трех новых эсминцев проекта DD(X), с учетом затрат на проектирование и испытания, уже преодолела отметку в 7 млрд. долларов. Для сравнения, корабли проекта Arleigh Burke обходятся бюджету США примерно в 1,8 миллиарда каждый, что почти в четыре раза меньше стоимости “Замволта” и его «собратьев». Новый эсминец в итоге обошелся Пентагону дороже, нежели последний американский авианосец типа Nimitz – USS George H.W. Bush (CVN-77), что вызвало бурю возмущения в руководстве ВМС США. При этом необходимо учесть, что сроки строительства третьего эсминца, который планируется заложить на стапель лишь в 2018 году, приведут к дальнейшему увеличению стоимости корабля. Какой она будет в итоге, остается только догадываться, но уже сейчас ясно, что военный бюджет не в состоянии потянуть очередную «черную дыру», подобную истребителю пятого поколения F-35, который несмотря на десятки миллиардов долларов, потраченных на его разработку, до сих пор не принят на вооружение армии США из-за серьезных проблем с двигательной установкой и авионикой.
Первое, что бросается в глаза в кораблях проекта DD(X) – их необычный внешний вид. В случае с эсминцем Zumwalt , снижение заметности в радиолокационном диапазоне стало основной задачей при проектировании обводов корпуса и надстройки. Американский эсминец похож на длинную и узкую платформу, в середине которой размещена выступающая надстройка сложной формы, — чем-то напоминая своим видом броненосец конца XIX века. Все обводы надводной части корабля представляют собой систему плоскостей, сопряженных друг с другом под разными углами (та же технология была применена и при разработке танка Т-14 «Армата» — достаточно взглянуть на его сложной формы несимметричную башню). Корпус и надстройка корабля снаружи покрыты радиопоглощающими материалами толщиной примерно в 2,5 см., до минимума уменьшено количество выступающих антенн и других частей корпуса.
Вооружение эсминца Zumwalt состоит из 20 универсальных пусковых установок Мк-57 с возможностью установки в них до 80 ракет, двух дальнобойных 155-мм артиллерийских установок AGS и 30-миллиметровых скорострельных зенитных систем На эсминце предусмотрено базирование вертолёта и нескольких беспилотных летательных аппаратов. Водоизмещение корабля приближается к отметке 15 тыс. тонн, что делает эсминцы проекта DD(X) крупнейшими современными неавианесущими боевыми кораблями в мире после советских/российских атомных ракетных крейсеров проекта 1144 (серия из четырёх крейсеров, построенных в СССР в период с 1973 по 1989 годы, на данный момент — единственные в составе российского ВМФ надводные корабли с ядерной энергетической установкой ) , водоизмещение которых достигает 26 тыс. тонн. В качестве главной энергетической установки на корабле USS Zumwalt используются два газотурбинных двигателя Rolls-Royce Marine Trent-30 общей мощностью 105 тыс. л.с. Двигатели соединены с электрогенераторами в единую энергосистему, которая снабжает энергией все системы корабля, в том числе и два электродвигателя, вращающие гребные винты. Подобная «архитектура» энергетической установки позволила обеспечить высокие ходовые характеристики — заявленная максимальная скорость эсминца превышает 30 узлов.
Казалось бы, всё прекрасно (за исключением стоимости, разумеется), но как это часто бывает в последнее время с американскими военными разработками, есть нюансы:
Мореходные качества. В эсминцах проекта DD(X) применено дерзкое, новаторское решение — острый с обратным углом наклона, «таранного типа» форштевень. Такая форма носа является воплощением противоположной, по сравнению с обще распространенной ныне , концепции обтекания волнами носа и киля корабля — и, по словам американских судостроителей, это должно было обеспечивать эсминцу хорошую мореходность при низком, в угоду снижению радиолокационной заметности , борте. Такая форма носа корабля должна «пробивать », « резать» волны — вместо «взбирания» на волну. Однако при ходовых испытаниях обнаружилось, что уже при среднем волнении USS Zumwalt начинает серьезно «клевать носом», что самым негативным образом сказывается на его скорости хода и остойчивости. Устранить эту проблему не представляется возможным, так как она проистекает из существующей геометрии корпуса судна; единственное, что можно сделать, — это постараться как-то нивелировать ее негативное влияние на мореходные качества корабля. Правда, американские инженеры еще пока не придумали как именно.
Вооружение. Изначально предполагалось, что эсминец DDG-1000 сможет выполнять функции как огневой поддержки, так и противоракетной обороны на любом театре военных действий, а так же обеспечивать противовоздушное прикрытие морских и сухопутных соединений. Для этого его планировали оснастить установками ЗУР SM-2MR или SM-6, а для задач ПРО – перспективными модификациями противоракеты SM-3. Однако на данный момент на уже готовом «Замволте» не установлено ничего (!) из вышеперечисленного, и в связи с проблемами адаптации пусковых установок ПВО и ПРО к конструкции корпуса, непонятно когда будет установлено — и будет ли вообще!
Радиолокационные возможности. Помимо радиолокационной малозаметности, для кораблей подобного типа большое значение имеют средства обнаружения — ведь если ты «невидим» для вражеского радара, но сам не можешь обнаружить противника, то все преимущества стелс-технологий сразу сходят на нет. Для эсминцев серии DD(X) изначально разрабатывалась связка из двух мощных радиолокационных комплексов разных диапазонов: AN/SPY-3 – для работы по низколетящим/высотным целям и целям в ближнем космосе и AN/SPY-4 – радиолокационная станция “объемного поиска”. Столкнувшись с тем, что SPY-4, разрабатываемый для «почившего в бозе» крейсера CG(X), никак не помещается корпус проекта DDG1000, Пентагон, недолго думая, попросту прекратил его разработку в 2010 году, и начал проектирование новой системы AMDR (Air Missile Defense Radar) специально под DDG-1000 Zumwalt. Но затем с AMDR начались серьезные проблемы, и в данный момент “Замволт“ оснащен только системой РЛС AN/SPY-3, что удовлетворяет только половине заявленных требований ВМФ США к данному типу кораблей.
Универсальность. Нет на «Замволте» и еще одного вида вооружения, который для современных кораблей обязательно иметь в наличии, если они заявлены как самостоятельные боевые единицы флота — это противокорабельные ракеты. На вооружении ВМС США есть только один их тип – семейство дозвуковых ПКР «Гарпун». Однако «Гарпун» не удалось адаптировать к шахтным пусковым установкам DDG-1000 – так как «Гарпун» запускается из собственных четырехконтейнерных установок, для которых в свою очередь, не нашлось места в корпусе эсминца. Замкнутый круг. В итоге «Замволт» остался вообще без противокорабельных ракет! Чтобы как-то оправдать этот свой очевидный провал, в Пентагоне заявили, «что новому эсминцу ПК-ракеты не нужны вовсе, а с кораблями противника бороться проще всего авиацией с авианосцев». С кем тогда будет бороться Zumwalt , при этом не уточнили…
«Технологии будущего». Изначально вместо артиллерийской системы 155 калибра на кораблях типа DD(X) / GG(X) планировалось устанавливать электромагнитную пушку (ЭМП), но потом от этой идеи решили отказаться. В том числе потому, что при стрельбе из ЭМП пришлось бы на время отключать большую часть электроники эсминца, в том числе системы ПВО и ПРО, а также останавливать ход корабля и системы жизнеобеспечения, иначе мощности энергосистемы не хватает для обеспечения стрельбы. К тому же ресурс ЭМ-пушки крайне невелик — всего несколько десятков выстрелов, после чего ствол выходит из строя из-за огромных магнитных и температурных перегрузок. Данную проблему решить пока не удалось. Исследования и испытания, а точнее сказать, «освоение бюджета », по программе разработки электромагнитного оружия в данный момент продолжаются, но вряд ли ЭМП с теми характеристиками, которые заявлялись на старте данной программы, появится на вооружении армии США в обозримой перспективе.
Нельзя сказать, что Zumwalt полностью лишен достоинств. Они у него есть: это и малозаметность в радиолокационном диапазоне, и гибридная энергоустановка нового поколения, и высокая автоматизация всех систем управления кораблем, вследствие чего экипаж составляет всего 140 человек, и скорострельная артиллерийская система AGS калибром 155 мм. Но учитывая, что ряд недостатков, и довольно существенных, до сих пор не устранены (а некоторые не могут быть устранены в принципе), а также то, что стоимость одного корабля уже превысила 7 млрд. долларов, и будет только расти, — всё это сводит на нет все достоинства эсминца. Можно услышать мнение, что футуристический Zumwalt — прообраз «корабля будущего», но «корабль будущего» характеризуется не внешним видом, а сочетанием малозаметности и малошумности, мореходных качеств, живучести и огневой мощи, позволяющей одинаково успешно бороться с надводными, подводными и воздушными целями противника. И, что особенно важно, «корабль будущего», будь то авианосец, эсминец или крейсер, должен отличаться еще и разумной ценой, — позволяющий производить и ставить его на вооружение в серийных количествах. А Zumwalt этим критериям не соответствует — на данный момент это просто очень дорогая «игрушка», «витрина технологий американского ВПК», — как выразился один из сенаторов США. Так что в итоге создали американцы — эсминец «завтрашнего дня» и «грозу морей», способную наводить ужас на флот противника, или плавающий «музей», рекламирующий возможности (и аппетиты) американского военно-промышленного комплекса? Учитывая, что будет построено и принято на вооружение всего 3 корабля проекта DD(X), — ответ очевиден.
Отсель