Раз у нас день Мира и Труда, предлагаю вспомнить одну забавную конструкцию от сумеречного тевтонского гения. Этакую помесь шушпанцера и шушбота. Да, это я о проекте сверхмалой подводной лодки-амфибии «Seeteufel», что в переводе с хохдойча «морской черт». Вот это чудо:
Идеей сверхмалых ПЛ немцы загорелись после атаки японского флота на Пёрл-Хабор. Запросили у "союзников" техническую документацию, но были технично посланы. Потом с интересом изучали уже советскую субмарину «Пигмей», которую весной 1944 года затопили в 20 милях южнее Алупки.
Скорее всего на создание именно такого танко-лодочного гибрида немцев натолкнули старые изыски итальянских союзников, которые еще в годы Первой Мировой разработали танко-катер «Grillo», специально разрабатываемый итальянцами для атаки на главную военно-морскую базу Австро-Венгрии Пола. Танко-катер оснащался двумя гусеницами, которые предназначались для преодоления боновых заграждений, расположенных перед входом в военно-морскую базу.
«Grillo» был использован в боевой обстановке в ночь с 13 на 14 мая 1918 года, когда провел атаку флагмана австрийского флота – линкора «Вирибус Унитис». При этом танко-катер сумел успешно преодолеть 3 линии противоторпедных сетей и боновых заграждений. «Grillo» смог выпустить обе свои торпеды, которые попали точно в цель, однако в суматохе итальянцы забыли выставить их на боевой взвод. Так что проведенная акция окончилась ничем, хотя итальянцам и удалось доказать что концепция, предложенного ими «катера-танка» имеет право на жизнь и вполне реализуема.
Немецкие инженеры-конструкторы, которые также работали над возможностью проникновения в укрепленные базы противника, в первую очередь англичан, обратились к принципу, который был использован на итальянском «Grillo. При этом немцы вместо катера взяли за основу миниатюрную субмарину, оснащенную обычной дизель-электрической двигательной установкой. Привод на гусеницы осуществлялся с помощью дизельного двигателя. Согласно сделанным инженерами расчетам, данная подлодка-амфибия должна была без проблем выбираться на сушу из воды, а затем также спокойно спускаться в воду. Данная лодка привлекала к себе особое внимание и симпатии со стороны специально созданного в немецком флоте диверсионного отряда «К». Члены данного отряда привыкли оценивать боевую технику с точки зрения ее боевого использования за линией фронта противника, поэтому им не могла не понравиться данная машина.
Для спуска «морского черта» на воду не нужно было ни специальных стапелей, ни специальных тележек, ни привлечения вспомогательного персонала. Корпус данной лодки-малютки был поставлен на гусеничное шасси. Аппарат спускался в воду самостоятельно в любом месте побережья и в случае необходимости мог выйти на берег, к примеру, когда объект атаки располагался на суше во вражеском тылу или экипаж просто хотел отдохнуть на берегу. Экипаж «Seeteufel» состоял из 2-х человек. Своим ходом «Зеетойфель» мог передвигаться по воде со скоростью в 10 узлов, а по земле со скоростью до 9 км/ч. Предполагалось, что в полностью погруженном состоянии запаса кислорода экипажу должно было хватить на 100 часов. Максимальная глубина погружения составляла 21 метр. Дальность плавания лодки должна была составить 1000 миль.
«Морской черт» представлял из себя 14-метровую сигарообразную субмарину, которая располагалась на 2-х сравнительно коротких гусеницах. Ширина лодки составляла 2 метра, водоизмещение равнялось 30 тоннам. Гусеничное шасси приводилось в действие при помощи 80-сильного автомобильного мотора, а гребной винт лодки вращался за счет использования электромотора. Морское вооружение аппарата должно было включать 2-е торпеды, которых было достаточно, для того чтобы пустить на дно корабль противника или 2-х мин. Для ведения наземного боя подводная лодка-амфибия могла оснащаться пулеметом или огнеметом.
Основным предназначением данного необычного аппарата были диверсии на море. По замыслу немецких конструкторов, такая лодка днем могла прикинуться обычной топливной цистерной и дожидаться у пирса наступления темного времени суток. С наступлением ночи, «Зеетойфель» принимал на свой борт двух членов команды и своим ходом сползал в море, погружался под воду и скрытно подбирался к кораблям противника или другим объектам для проведения атаки.
Экспериментальный образец подводной лодки-амфибии был построен в металле и в июле 1944 года приступил к испытаниям, которые оказались не самыми удачными. Достаточно быстро выяснилось, что используемый дизельный двигатель чересчур слаб, а применяемые гусеницы слишком узкие, что приводило к тому, что на мягких грунтах подлодка застревала и не могла двигаться вперед. Подводная лодка-амфибия просто застревала на песчаных отмелях.
Поэтому было принято решение о том, что в серию пойдет лодка, оснащенная гораздо более мощным дизелем мощностью в 250 л.с., а также электродвигателем в 100 л.с. После того, как выявленные в ходе испытаний недостатки были устранены, появились шансы на то, что данная лодка-амфибия все же будет запущена в серийное производство в 1945 году. Но этим планам не суждено было сбыться. Германия к тому моменту уже проигрывала войну на всех фронтах, Рейху было не до постройки весьма экзотичных мини-субмарин. Единственная построенная лодка в конце войны была перевезена в Любек, где и была затоплена при приближении к городу войск союзников.