Скользящий в глубине (667bdr) wrote,
Скользящий в глубине
667bdr

Category:

О танках и роботах.

Оригинал взят у antisemit_ru в О танках и роботах.

Конечно, компьютерные игры несколько извратили наше представление о сабже. Но на самом деле...

Взято отсюда.

Но вот мнение о «роботизированных танках» известного конструктора танков Ю.П. Костенко: «Рассмотрим гипотетический безэкипажный танк. Вооружение данного танка по огневым возможностям должно соответствовать экипажному танку, но процесс заряжания должен быть полностью автоматизирован, а также должно обеспечиваться ведение огня по радиокомандам, поступающим извне…



Броневая защита безэкипажного танка должна быть равноценной экипажному, а шасси по всем показателям маневренности и проходимости соответствовать серийному танку при условии, что все эти показатели будут обеспечиваться при управлении движением извне по радио. Опыт показывает, что для совершения маршей в безэкипажном танке должно быть сохранено рабочее место водителя, так как при движении в колонне для сокрытия перемещения войск радиосвязью пользоваться не допускается, т.е. машину должен вести водитель, находящийся в самой машине.


Ну... Видимо, конструктор Ю.П. Костенко либо совершенно безграмотен, и он не в курсе тех "технических новинок" которые немецкий вермахт применял еще во второй мировой войне; либо - руководствуется какими-то своими, только ему известными  коньюктурными целями... Вот там, выше сбоку - танковый трейлер. На нем - крайне тяжелый "ягдтигер".  И грузовик тягач - спереди. Что это давало?
1) сберегался моторесурс крайне дорогого оружия. Грузовик-тягач на многие порядки дешевле тяжелого танка.
2) резко возрастала скорость маневра. Даже по хорошему шоссе танк и едет медленнее, и горючки жрет много более...

Таким образом, шасси безэкипажного танка должно практически полностью сохранить конструкцию экипажного танка и дополнительно быть оборудовано следующими новыми элементами:

системой автоматического управления движением;
приемно-передающей телевизионной системой для передачи изображения местности на командный пункт оператору при дистанционном управлении движением танка (с оптическими характеристиками изображения не хуже тех, которые обеспечиваются водителю в экипажном танке);
автоматическими датчиками для снятия параметров силовой установки и ее систем с передачей данных по радио на командный пункт.
Установка указанных механизмов и систем может потребовать увеличения внутренних объемов корпуса и приведет к резкому усложнению условий технического обслуживания и ремонта шасси.

Понятно, что в огороде - бузина, а в Киеве, несомненно, дядька. Шасси  "безэкипажного танка" должно быть абсолютно и совершенно конструктивно иной. Если мы не навешиваем тонны тяжелого металла - только ради защиты экипажа, конечно, то мы имеем огромную экономию веса.
Соответственно:
1) нам не нужен мощный двигатель и сложная силовая установка;
2) резко упрощается схема боевой машины;
3) и последнее, самое главное - стоимость такой машины приближается к таковой гражданского грузовика. Что крайне немаловажно.

Еще немного про шасси  и силовую установку "безэкипажного танка". Всем - и даже самым тупым - общеизвестно, что многоосные боевые машины имеют проходимость, разве что самую малость уступающую гусеничной технике. Да и то, при сильном желании, любой танк можно легко утопить и намертво посадить в грязевое болотце. Так, что вытащить его оттуда - большая проблема.

Если танк-робот не будет иметь лишней массы, то ему гусеницы - не нужны. Вполне хватит металлических колёс с грунтозацепами как у старых дореволюционных тракторов, у "луноходов" или "Curiosity".  Да, и силовая установка - электродвигатели на каждое колесо и аккумуляторы.
Впрочем, послушаем, чего ещё "известный конструктор" врёт на голубом глазу:


Сокращение объемов внутри боевого отделения безэкипажного танка вряд ли осуществимо. Известно, что в серийном экипажном танке с автоматом заряжания пушки в боевом отделении слева и справа от нее имеются весьма ограниченные объемы, в которых в зимнем обмундировании могут с большим трудом разместиться только по одному человеку (командир и наводчик). Эти объемы нельзя занимать для размещения аппаратуры, так как они необходимы по технологическим и эксплуатационным соображениям». (То есть должно быть место для слесарей-сборщиков и производства техобслуживания.)


       Позволительно задать только один вопрос: какие такие эксплутационные соображения  мешают сократить  объёмы боевого отделения до нуля? Пушку надо обслуживать?  Вот вам для примера - справа - автоматизированный дистанционно управляемый наблюдательно-огневой комплекс «Адунок». Белорусского происхождения. Или украинский боевой модуль "Сармат".  И тот, и другой размещаются вне бронированного боевого отделения.
      Другими словами,  уже сейчас есть: а) боевые модули для роботизированного комплекса; б) роботизированное шасси. Последнее, правда, используется пока что на Марсе...

«Затраты времени на техническое обслуживание одного танка после боя составят не менее девяти-десяти часов напряженного физического труда.
Таким образом, для поддержания боеготовности за каждым роботизированным танком должен быть закреплен определенный экипаж минимум из трех человек, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для проведения технического обслуживания и текущего ремонта танка и его автоматических систем. Эти три человека практически постоянно должны находиться при танке, за исключением времени нахождения в бою или использования в учениях. Для этого каждому роботизированному танку должно быть придано специальное транспортное средство на гусеничном ходу как минимум с противопульной защитой и противопехотным вооружением. При этом экипаж ремонтников должен иметь постоянную автоматическую радиосвязь с роботизированным танком для того, чтобы получать информацию о текущих координатах положения танка и о его техническом состоянии.

Приятно послушать человека, ничего не слышавшего о блочно-модульном принципе конструирования. Когда всё техобслуживание сводится к замене неисправного модуля на исправный.  И на отсылке первого на ремонт в тыл...

Другая, более сложная, сторона вопроса — управление танком в бою. Здесь взаимосвязаны две проблемы: одна — техническая (автоматизация управления танком), другая — эргономическая (взаимодействие системы человек — танк), каждая из которых имеет свои особенности. Так, например, автоматизация управления может быть осуществлена в двух вариантах:
1. Система управления роботизированного танка автономная, полностью, автоматизированная, с искусственным интеллектом. Она самостоятельно собирает информацию о состоянии поля боя (о рельефе местности для выработки маршрута, о характере и местонахождении огневых средств противника для их поражения или укрытия от их воздействия), определяет наиболее танкоопасные цели и согласовывает распределение и порядок поражения этих целей между танками хотя бы в масштабе взвода. Последнее объясняется тем, что взводу танков, как правило, ставится единая боевая задача, и если все роботизированные танки имеют одинаковые автоматические системы управления с одинаковым искусственным интеллектом, то каждый танк взвода из десятка различных целей на поле боя выберет для первоочередного уничтожения одну и ту же цель вместо того, чтобы уничтожать взводом одновременно три разные цели.
На этом примере мы видим, что начиная со взвода, в каждом подразделении должен быть роботизированный танк, имеющий кроме искусственного интеллекта экипажа линейного танка еще и искусственный интеллект на уровне командира взвода или соответственно роты или батальона».

Ну да, ну да... Об алгоритмах распределения целей наш конструктор, по-видимости, ничего не слышал...

В настоящее время «создать искусственный интеллект, равноценный интеллекту экипажа танка, для управления в бою даже одиночным танком, принципиально нельзя.

Если в семидесятые годы, то да, несомненно. И даже лет пятнадцать тому назад. И еще. Для выполнения большинства задач искусственный интеллект не нужен. А автоматизированная система управления огнем - нужна. И её создание в нужном качестве - не тривиальная, но вполне реальная, хоть и сложная, задача.

2. Система управления роботизированным танком дистанционная, по радио и телеканалом операторами, находящимися на командном пункте (КП). При этом характеристики УКВ-радиостанции и телевидения таковы, что надежная связь обеспечивается только в пределах прямой видимости, т.е. КП может находиться от управляемого танка, в зависимости от условий местности, на расстоянии от двух до пяти километров. Следовательно, к КП могут быть предъявлены следующие требования: КП должен быть самоходным (СКП) (боевые операции танков по глубине, как правило, значительно превышают 5 км); СКП должен иметь броневую и противоминную защиту, а также защиту от оружия массового поражения не ниже, чем у танка. В ходе наступательных боев СКП, сопровождая танки, должны будут преодолевать частично подавленные пункты обороны противника с отдельными действующими очагами сопротивления, поэтому СКП должен иметь, как минимум, комплекс противопехотного вооружения. Ввиду того, что структура подразделений СКП должна полностью соответствовать структуре танковых подразделений, в ходе эксплуатации и боевого применения на каждый дистанционно управляемый танк должен приходиться один СКП.

Да! Всё так и было! Лет пятьдесят тому назад!

На основании изложенного можно определить общую численность экипажа СКП. Непосредственно на нем, как показал проведенный ранее анализ, не может быть менее трех человек (водитель, наводчик и командир машины). Столько же должно быть операторов управления танка. Таким образом, число рабочих мест в СКП должно быть не менее шести: три рабочих места экипажа для управления СКП и три для управления безэкипажным танком…

Таким образом, концепция “безэкипажный танк” реализуется в виде двух машин с экипажем 6 человек. При этом каждая из этих машин в отдельности значительно сложнее и дороже обычного экипажного танка. Технического персонала для обслуживания этих машин требуется соответственно в 2 раза больше, расход топлива и потребность в запасных частях также возрастает в 2 раза, но при этом боевая эффективность такого комплекса будет значительно ниже эффективности обычного танка с экипажем из трех человек, поскольку удовлетворительно решить эргономические вопросы в ВКП так, как они решаются в обычном экипажном танке, нельзя. Более того (по зарубежным данным), восприятие внешнего мира через телевизионные системы приводит к пространственной дезориентации, особенно в реальной боевой обстановке, и эта проблема является пока неразрешимой.

На сегодня всё гораздо проще. Человек-оператор может не управлять танком-роботом непосредственно, а ставить ему некоторые задачи. Которые непосредственно выполнять будет АСУ боевой машины: какой двигатель и на каком колесе и насколько прокрутить, удерживать стабилизацию прицела на том или другом объекте.

Следует отметить, что имеющимися средствами поразить в пяти-восьми километрах от передовой активно излучающий радиосигналы СКП (с экипажем 6 человек) не представляет большого труда, и сделать это будет проще, чем поразить гораздо меньший по размерам обычный экипажный танк на поле боя.

Радиообмен оператора и танка будет много меньше, чем представлялось Ю.П. Костенко. И вот почему:

Обратим внимание на следующую техническую проблему в “безэкипажном” варианте танка. В танке Т-64Б на рабочих местах экипажа имеется 267 органов управления и средств отображения информации и еще порядка 50 устройств автоматической защиты электроцепей. Все это включается, выключается и функционирует под воздействием операторов. В “безэкипажном” танке воздействие человека должны заменить автоматические устройства, действующие по радиокомандам извне с надежностью, соответствующей возможностям человека. С учетом специфики производства, эксплуатации и боевого применения танков реализовать такое техническое решение в обозримом будущем не удастся. В соответствии с изложенным, следует рассмотреть в дальнейшем возможность использования роботизированных машин только ограниченного назначения для выполнения специальных задач»

Он ведь полагал, что требуется радиофицировать Т-64Б... а не управлять специально созданным под нужды современного боя роботизированным комплексом. Где не требуется манипулировать таким количеством органов управления и средствами отображения информации...

В завершение - ролик:


Еще немного о Ю.П. Костенко.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments