Omnia transeunt et id quoque (667bdr) wrote,
Omnia transeunt et id quoque
667bdr

Categories:

Американская "дружеская помощь"

Всем известно, что во время Второй Мировой войны США помогали СССР в рамках известного всем "лендлиза". Но мало кто знает о том, что подводный флот США оказал своему союзнику совсем иного рода "помощь"

В советское время, уже после войны, проскальзывали сообщения, о том, что японские или "неизвестные" подводные лодки топили советские торговые суда Дальневосточного морского пароходства. В этой связи авторы книг и статей называют имена таких судов, как "Ангарстрой", "Кола", "Ильмень", "Белоруссия", "Павлин Виноградов", "Обь", "Трансбалт". Однако за прошедшее с тех пор время, у нас в стране и за рубежом опубликовано немало материалов, проливающих свет на истинные причины гибели этих судов.



Прежде всего стоит отметить, что советский грузовой пароход "Павлин Виноградов" и 33 члена его команды погибли 22 апреля 1944 года у побережья Аляски в результате внутреннего взрыва в трюме судна, перевозившего такой взрывоопасный груз, как ацетон в бочках. Причиной же гибели остальных пяти перечисленных судов Дальневосточного пароходства, равно как и рыболовного сейнера № 20, действительно стали действия подводных лодок, но не японских или "неизвестных", а... американских.

Вот краткая справка о судьбе 6-и этих судов и членов их команд и пассажиров:

грузовой пароход "Ангарстрой" (4761 брт.т.) - потоплен 1 мая 1942г. в Восточно-Китайском море двумя торпедами американской подводной лодкой SS-210 "Гренадир";
грузовые пароходы "Кола" (4997 брт.) и "Ильмень"(4200 брт.) - потоплены 17 февраля 1943 г. в Тихом океане южнее острова Сикоку каждый двумя торпедами американской подводной лодкой SS-276 "Софиш". На "Коле" погибло 60 человек команды из 64 и все 9 пассажиров, на "Ильмене" - 7 членов команды из 42;
рыболовный сейнер №20 (362 т.) - потоплен 9 июля 1943 г. в Японском море у острова Ребун артеллерийским огнем американской подводной лодкой SS-178 "Пермит", погибло 2 члена команды;
грузовой пароход "Белоруссия" (4120 брт.) - потоплен 3 марта 1944 г. в Охотском море западнее острова Итуруп торпедой американской подводной лодкой SS-381 "Сэндлэндс", погибло 48 из 50 членов команды;
грузовой пароход "Обь"(3299 брт.) - потоплен 5 июля 1944 г. в Охотском море у западного побережья Камчатки торпедой американской подводной лодкой SS281 "Санфиш", погибло 14 из 40 членов команды;
грузовой пароход "Трансбалт" (11439 брт.) - потоплен 13 июня 1945 г. в Японском море северо-западнее пролива Лаперуза двумя торпедами американской подводной лодкой SS-411 Спейдфиш" погибло 5 из 99 членов команды и практикантов.

Всего в период 1941-1945 гг. жертвами американских подводных лодок на Тихом океане стало 6 советских судов общим тоннажем 28644 брт. При этом погибло 128 находившихся на их бортах в момент потопления советских граждан, в том числе 21 женщина и 3 детей.

Стоит отметить, что в тот же период Дальневосточного морского пароходства несло потери от действий японских вооруженных сил (авиация и артиллерия), единственным судном потопленным подводной лодкой японского Императорского флота был пароход "Микоян".

С августа 1941 г. занимался перевозкой грузов из английских колоний в порты Персидского зал. Во время следования из Калькутты в порт Карачи с грузом мешковины был торпедирован японской ПЛ «I-162». Судно начало погружаться, водоотливные средства не успевали откачивать воду. По команде капитана экипаж оставил пароход и в спасательных шлюпках добрался до порта Гопалпур, затем, проехав через Индию, Иран и Ирак, по Каспийскому морю, моряки п/х «Микоян» прибыли в Красноводск. Погибших не было. (Спасибо tanuki666 за уточнение)

Американские же подводники действовали на Тихом океане под своим известном девизе "Топи их всех!", зачастую не заботясь ни о судах своих союзников, ни о спасении их команд...

(c)
Tags: История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments