Скользящий в глубине (667bdr) wrote,
Скользящий в глубине
667bdr

Categories:

Подводные авианосцы. Часть 4-я. Мы вспомним, как все начиналось...

Я был не прав, вспоминая про лодки флота Его Величества. Все начиналось не так...
Идея подводного авианосца принадлежала сумрачному тевтонскому гению. К сожалению, информации по этому очень мало, но все же постараемся проследить, как это было.
А начиналось, все в годы первой мировой войны. 6 января 1915 года доработанный гидроплан «Friedrichshafen FF 29а» был спущен на воду с палубы немецкой субмарины U-12. Несмотря на нестабильность конструкции в целом, эксперимент удался. Летающая лодка была спущена в море, поднялась в воздух, и достигла побережья, вернувшись на базу. Эксперимент показал и очевидные ограничения: гидросамолет, размещенный на палубе, создавал проблемы остойчивости подводной лодки, так же, разумеется, лодки с гидросамолетом не могут погружаться и могут их запускать только в тихую погоду. Это и привело к отказу от первоначальной программы.

Субмарина U-12 Тип "U9"
ДлиннаВодоизмещениеСкоростьЭкипажВооружение
57,4 м.493 тонн14,2 узлов в надводном положении
8,1 узлов в подводном
292 носовых торпедных аппарата 450 мм
2 кормовых торпедных аппарата 450 мм
6 торпед резерва


Friedrichshafen FF 29а
ДлиннаРазмах крылаСкоростьЭкипажВооружение
10,2 м.16,2 м95 км/ч250 кг бомб

А осенью 1917 года, в той же Германии, был испытан самолет «Hansa Brandenburg W20», уже приспособленный для хранения непосредственно на борту подводной лодки. Размеры W20 поражали: шестиметровый фюзеляж со снимающимися почти семиметровыми крыльями – по параметрам немногим больше нынешнего шестисотого «мерседеса». Ну а вес – меньше 400 кг. Всего было построено три таких самолета, подтвердивших неплохие летные характеристики. Что касается скорости сборки, то вся процедура монтажа укладывалась в 3 минуты. Кроме него был спроектирован и построен L.F.G. (Luftfahrzeug Gesellschaft) Stralsund V.19 имеющий сходные характеристики. Оба типа самолета были предназначены для океанских подводных лодок, чье строительства было развернуто в Германии. Хранить их предполагалось в цилиндрическом контейнере, установленном на палубе. До конца войны ни одна из подводных лодок так и не были построены до конца, и все, по условиям Версальского мирного договора, были пущены на слом.

Hansa Brandenburg W20
ДлиннаРазмах крылаСкоростьЭкипажВооружение
5.93 м.6.8 м.117 км/ч1----

В 1916-м году на палубу подводной лодки "E-22" Королевских ВМФ были установлены два гидроплана Sopwith Schneider. Идея заключалась в скрытной доставке истребителей к базам германских дирижаблей, так досаждавшим англичанам. Но при первом выходе в море, при спуске Sopwith Schneider на воду они были повреждены волнением. От идеи отказались и повторных походов больше не проводили.
Субмарина Е-22 Тип "Е"
ДлиннаВодоизмещениеСкоростьЭкипажВооружение
55 м.667 тонн14 узлов в надводном положении
9,5 узлов в подводном
302 носовых торпедных аппарата 450 мм
2 кормовых торпедных аппарата 450 мм
2 траверзных торпедных аппарата 450 мм
10 торпед резерва
Одно 4-х дюймовое орудие


Sopwith Schneider
ДлиннаРазмах крылаСкоростьЭкипажВооружение
7 м.7,82 м140 км/ч1 один 7.7-мм пулемет Vickers
20 кг бомб

Чуть задержим свой взор на подлодках серии "Е", уж больно они интересны. И так, первыми патрульными лодками Великобритании стали лодки типа D, а потом были построены лодки улучшенного типа D, переименованные в лодки типа Е. (D-9 и D-10 стали Е-1 и Е-2 соответственно.) Вот здесь-то и началось. Пол Кемп называет лодки типа Е чуть ли не самыми лучшими в мире, что вызывает легкую оторопь при знакомстве с их тактико-техническими данными. По своим мореходным характеристикам они не выделяются среди современных им лодок ни в лучшую, ни в худшую сторону. Обычная лодка, и только. Но вот вооружение... На этих лодках были установлены 4 торпедных аппарата: 1 носовой, 1 кормовой и 2 траверзных — по одному на каждый борт. В результате лодка могла стрелять в любой момент в любом направлении, что считалось важным в условиях плохой видимости в Северном море. Но «залп» из одной торпеды выглядит просто смехотворным, особенно если учесть постоянные нарекания на качество британских торпед. Так и не известно, что сказали моряки корабелам, и куда корабелы были посланы, с таким расположением торпедных аппаратов, но лодкам срочно добавили еще по одному торпедному аппарату в нос и корму.

В 1923-м году эстафету подхватили американцы. На подводную лодку SS 105 был установлен цилиндрический ангар, для хранения в нем гидроплана XS-1. На лодке отсутствовала и катапульта и кран, так что операции по погрузке и спуску самолета осуществлялись в полупогруженном состоянии. Естественно такой метод, когда палуба скрыта под водой не был безопасным для экипажа, пытающимся самолет столкнуть/затащить. И был пригоден лишь для штилевой погоды, т.к. уже при легком волнении моряки норовили свалиться за борт. Для первой версии гидроплана требовалось четыре часа на подготовку к взлету, в последствии это время удалось сократить до 15-ти минут, что было все равно довольно долго для подводной лодки. Все эти факторы, т.е. отсутствие безопасности и длительное время на подготовку, поставили на проекте крест, к тому же началось строительство нормальных авианосцев, что делало идею подводного авианосца полностью бесперспективной.
SS 105 Тип "S"
ДлиннаВодоизмещениеСкоростьЭкипажВооружение
66,7 м.854 тонн14,5 узлов в надводном положении
11 узлов в подводном
382 носовых торпедных аппарата 450 мм
4 носовых торпедных аппарата 533 мм
12 торпед резерва
Одно 100 мм орудие


XS-1
ДлиннаРазмах крылаСкоростьЭкипажВооружение
5,8 м.5,5 м---2----


В 1927-м к идее подводного авианосца снова вернулись в Великобритании. Тогда в подводный авианосец была преобразована подводная лодка М-2. Так же как и лодки серии "Е", лодки серии М заслуживают отдельного упоминания, т.к. эти подводные мониторы вышли еще более экстравагантными. Довольно часто эти лодки называют переделанными лодками типа «К», но это совсем не так. Подводные мониторы не имеют ничего общего с турбинными лодками. В действительности заказ на строительство лодок К-18 — К-21 был аннулирован, и вместо них в феврале 1916 года были заказаны лодки М-1 — М-4. Предполагалось использовать эти лодки для обстрела германских батарей на побережье Фландрии. Утверждение, что их планировали для уничтожения кораблей сопровождения конвоев, выглядит несерьезным. Каких конвоев? Чьих? Еще более странным выглядит предложение использовать их против военных кораблей. Ну, а в качестве мониторов они просто никуда не годились, так как заряжать орудие можно было только в надводном положении.
Сначала обсуждалась перспектива вооружения лодок орудиями средних калибров, например, установить 2–190-мм орудия в бронированной башне (или каземате). Но потом появилась идея использовать старые 305/23 мм орудия, причем установить их на носу и корме лодки. Однако командующий подводными силами коммодор С. Хэлл предложил использовать более современные орудия с высокой начальной скоростью. Иногда встречается утверждение, что подводные мониторы были вооружены 305-мм орудиями, снятыми с разоруженных броненосцев типа «Маджестик». Это тоже ошибка, причем ее не избежал даже солидный журнал «Уоршип». В статье, посвященной этим лодкам, пишется, что на них были установлены 40-калиберные орудия Mk IX, снятые с «Маджестиков». Но «Маджестики» были вооружены 35-калиберными орудиями Mk VIII! Орудия Mk IX появились позднее на броненосцах типа «Формидебл». В свое время Адмиралтейство создало для них большой запас резервных 305/ 40 мм орудий модели Mk IX, и сейчас флот просто обратился к своим арсеналам. Орудие было установлено в герметичной рубке, его можно было заряжать и наводить на цель в подводном положении. Оно имело герметическую пробку на конце ствола, которая убиралась с помощью электропривода изнутри лодки.

Проводились даже эксперименты по стрельбе с перископной глубины. Как обычно получалось у англичан, лодки оказались похожими, но не одинаковыми. М-1 и М-2 были вооружены 450-мм торпедами, но М-3 имела более длинный корпус, и за счет этого ее вооружили 533-мм торпедами. Позднее М-2 вместо орудия получила гидросамолет, а М-3 превратилась в подводный заградитель.
И так, потеряв М-1 при столкновении в 1925 г. и лишившесь по Вашингтонскому соглашению своих 305 мм "дур" два лодки пошли под модернизацию. Нас интересует М-2, в которой был сделан ангар и установлен кран. Лодке был придан гидросамолет Parnall Peto.
М-2 тип "М"
ДлиннаВодоизмещениеСкоростьЭкипажВооружение
90 м.1594 тонн15 узлов в надводном положении
9 узлов в подводном
64, из них авиа состав 104 носовых торпедных аппарата 450 мм
10 торпед резерва
Одно 75 мм орудие

Parnall Peto
ДлиннаРазмах крылаСкоростьЭкипажВооружение
6,86 м.8,66 м182 км/ч2----

Да, М-2 был прорывом, нормальный ангар, катапульта и кран, для подъема, превратило эту подводную лодку в полноценный авианосец. И так, последовательность запуска самолета:

Подводная лодка всплывает и держит курс против ветра. Один из офицеров открывает ангар, и самолет перемещается из ангара и устанавливается на катапульту

Подводная лодка увеличивает ход до максимума и после того, как пилот прогреет двигатель, а это занимает около 5-ти минут, он дает команду на запуск катапульты

После приводнения гидроплана, он поднимается на борт краном, убирается в ангар и лодка готовится к погружению

Одним из недостатков данного проекта было использование самолета малого размера. Так же запуск самолета был возможен лишь при малом волнении. Крест на этой программе поставила гибель М-2 в 1933 году, со всем экипажем. Наиболее правдоподобной версией гибели субмарины считается человеческий фактор. По этой версии, был не плотно закрыт люк между ангаром и рубкой.

ПС Френды, я вас не утомил? Скажите честно, иначе вас ждет «Сюркуф», лодки III Рейха и подводные авианосцы Советского Союза.
Tags: История ВМФ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments