Скользящий в глубине (667bdr) wrote,
Скользящий в глубине
667bdr

Categories:

"Пилорама", для бюджета, она и в США, "пилорама"

В США успешно проведены наземные испытания одного из элементов системы ПРО - «лазерной пушки». Об этом сообщает один из ведущих подрядчиков Пентагона – корпорация Boeing.

Проверка боевых возможностей высокоэнергетического химического лазера мегаваттного класса, способного уничтожать баллистические ракеты, состоялась, согласно заявлению вице-президента корпорации Скотту Фэнчеру, 26 ноября на авиабазе Эдвардс в Калифорнии.
По его словам, «стрельба» велась по имитационной модели баллистических ракет из размещенной в носовой части самолета турельной установки. Наведение и управление огнем осуществлялось экипажем из кабины самолета Boeing.

Предполагается, что «лазерные пушки» на самолетах Boeing, призванные стать одним из основных компонентов создаваемого противоракетного «щита», смогут поражать баллистические ракеты на разгонном участке их траекторий полета с расстояния до 460 км. Стендовые испытания лазера прошли в декабре 2005 года: луч тогда преодолел 10-секундный порог продолжительности работы, который необходим для разрушения ракет.

Наземные испытания «лазерной пушки» продолжатся и в начале 2009 года. Затем - ориентировочно весной - начнутся полеты и «стрельба» по имитационным воздушным целям, кульминацией которых должно стать уничтожение осенью баллистических ракет малой дальности.
Пентагон хотел бы иметь в своем распоряжении 7 самолетов Boeing с боевыми лазерами. Ожидается, что стоимость каждого самолета составит в среднем 1,5 млрд долларов.


За семидесятые–восьмидесятые годы в Советском Союзе было построено несколько экспериментальных образцов космических лазерных пушек Их разрабатывали для уничтожения на орбите Земли американских спутников-перехватчиков. Все существующие установки были «завязаны» на стационарное энергоснабжение и не отвечали главному требованию военного космоса — полной автономности. Из-за этого конструкторы не могли провести полноценные испытания.
Для отработки автономности пушку, или, как значилось в документах. Мощную силовую установку (МСУ), решили установить на надводном корабле. Задачи по испытаниям боевого лазера правительство возложило на Военно-морской флот.
Выбор моряков пал на сухогруз вспомогательного флота «Диксон». Судно имело водоизмещение 5,5 тысячи тонн, длину 150 метров и скорость 12 узлов. Эти характеристики, а также конструктивные особенности судна отлично подходили для монтажа нового оборудования и проведения испытаний. К тому же за кораблём были оставлены его прежнее название и безобидная классификация сухогруза. Чтоб на Западе не волновались.
В начале 1978 года «Диксон» прибыл на судостроительный завод в Ленинграде. Работы по его переоборудованию проходили под руководством конструкторского бюро «Невское». Параллельно на Калужском турбинном заводе началась сборка лазерной пушки.
Она должна была стать самой мощной из существующих в СССР боевых лазерных установок. Все работы были засекречены и получили название «Тема «Айдар».
Участвующие в работе над системой специалисты окрестили «Диксон» «золотой рыбкой». Проект стоил бешеных денег - счёт шёл на сотни миллионов советских рублей.
Но работы постоянно спотыкались о серьёзные проблемы технического и научного плана. К примеру, чтобы установить на корабль 400 баллонов для сжатого воздуха, судостроителям пришлось полностью снимать металлическую обшивку с обоих бортов.
Позже выяснилось, что на корабле может ненароком взорваться сопутствующий стрельбе водород. Он имеет обыкновение скапливаться в закрытых пространствах, поэтому решили смонтировать усиленную вентиляцию. Верхнюю палубу корабля сконструировали так, что она могла раскрываться на две части. В результате корпус потерял прочность, и его пришлось укреплять.

Лазерщики рассчитали, что силовая установка корабля не может дать пушке необходимой энергии в 50 мегаватт. Предложили усилить корабельные дизели тремя реактивными двигателями от самолёта Ту-154. В корабле пришлось снова делать отверстия и менять интерьер трюма.
Не менее колоссальные средства пожирали работы над самой пушкой. Например, разработка адаптивного отражателя (такой «медный тазик» диаметром 30 сантиметров, который должен был направлять лазерный луч на врага) стоила примерно 2 миллиона советских рублей. На его изготовление целое производственное объединение в подмосковном городе Подольске потратило полгода. Необходимая идеальная поверхность была достигнута специальной шлифовкой. Отражатель день за днём вручную обрабатывали труженицы предприятия. Затем отражатель оснастили специально разработанной для него ЭВМ. Компьютер отслеживал состояние поверхности отражателя с точностью до микрона. Если компьютер обнаруживал искажения, он мгновенно подавал команду, и прикреплённые к днищу отражателя 48 «кулачков» начинали молотить по «тазику» и выправлять его поверхность. Опять же с точностью до микрона. А чтобы отражатель не перегревался после контакта с лучом, к нему была прикреплена специальная подкладка- Сделана она была из бесценного бериллия.

В подкладке были высверлены тончайшие капилляры, по которым, на радость морякам, перекачивался сорокаградусный раствор спирта. За один опытный выстрел уходило 400 литров. Правда, как рассказывают участники проекта, после лекции на тему «Влияние бериллия на организм человека» количество расходуемого спирта на «Диксоне» сократилось.

В конце 1979 года «Диксон» перешёл на Чёрное море, в Феодосию. В Крыму на судоремонтном заводе имени Орджоникидзе был произведён окончательный монтаж пушки и систем управления. Там же на корабль заселился постоянный экипаж — моряки и шесть сотрудников КГБ.

Первый свой лазерный залп «Диксон» произвёл летом 1980 года. Стреляли с дистанции 4 километра по специальной мишенной позиции, расположенной на берегу. Мишень была поражена с первого раза, правда, луча как такового и разрушений мишени с берега никто не увидел. Попадание вместе со скачком температуры зафиксировал установленный на мишени тепловой датчик. Как оказалось, коэффициент полезного действия луча составил всего лишь 5 процентов. Всю энергию луча «съели» испарения влаги с поверхности моря. Тем не менее результаты стрельб были признаны отличными. Ведь систему разрабатывали для космоса, где, как известно, полный вакуум.
Зато испытания лазерной пушки охладили амбиции главкома ВМФ адмирала Горшкова, который мечтал установить гиперболоиды чуть ли не на каждый корабль. Помимо низких боевых характеристик, система была громоздка и сложна в эксплуатации. На подготовку пушки к выстрелу уходило более суток, сам выстрел длился 0,9 секунды. Для борьбы с атмосферой, поглощающей лазерное излучение, учёные придумали пускать боевой луч внутри так называемого луча просветления. В результате удалось несколько повысить боевую мощь лазера, который уже мог прожигать обшивку самолёта, но на дистанции всего лишь 400 метров. Испытания лазера были завершены к 1985 году.


ПС Часть фоток цельнотянута у ilya_kramnik
Tags: История ВМФ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments